ТЕОРИЯ ИСТОРИИ

ENGLISH VERSION

ГЛАВНАЯ САЙТА

НОВОСТИ

ТЕОРИЯ ПОЛОВ

ПСИХОЛОГИЯ

ФИЛОСОФИЯ ФИЗИКИ И КОСМОЛОГИИ

ТЕОРИЯ ИСТОРИИ

ЭКОНОМИКА

НАПИСАТЬ АВТОРУ

 

ГЛАВНАЯ РАЗДЕЛА

 

В.И. ИСКРИН.
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ
РЕВОЛЮЦИЯ
В ОСВОЕНИИ
ПРИРОДЫ –
СПб., 2023.

Скачать в формате pdf

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава I.
ОБЩЕСТВО
И ОСТАЛЬНАЯ
ПРИРОДА

Глава II.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
ОСВОЕНИЯ ПРИРОДЫ

Глава III.
УГЛУБЛЕНИЕ
СОВРЕМЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
КРИЗИСА

Глава IV.
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ
РЕВОЛЮЦИЯ
В ОСВОЕНИИ ПРИРОДЫ
КАК ПРОЦЕСС

Глава V.
«ДРУГИЕ ОТХОДЫ»

Глава VI.
СТАНОВЛЕНИЕ
КОММУНИСТИЧЕСКОГО
ТИПА ОСВОЕНИЯ ПРИРОДЫ

Глава VII.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ТРУДА

Глава VIII.
СОВРЕМЕННАЯ
НАУЧНО-
ПРАКТИЧЕСКАЯ
РЕВОЛЮЦИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Возможно, уважаемый читатель, две книги с однотипными обложками и их названия привлекли ваше внимание. Вы решили прочитать обе. С какой начать? Вы выбрали ту, что потоньше, чёрно-зелёную? Если так, отложите книгу, которую вы сейчас держите в руках, в сторону. Если вы начнёте с неё, вы просто-напросто не поймёте, что такое коммунистическая революция. Исследованию этой революции посвящена другая книга. «Коммунистическая революция» является тем фундаментом, на котором мы будем возводить здание наших представлений о коммунистической революции в освоении природы. Так что откройте книгу с чёрно-красной обложкой.


...........................................................................................................................................................


Итак, вы осилили «Коммунистическую революцию», и мы приступаем к разработке экологического аспекта коммунистического переустройства мира. В этой книге мы будем искать выход из экологического кризиса, в который всё более и более втягивается человечество. Мы будем искать его, и иное исключено, на пути становления коммунизма – в составе социальной коммунистической революции. В составе коммунистической революции, в качестве её неотъемлемого компонента, мы будем исследовать социально-природную коммунистическую революцию (коммунистическую революцию в освоении природы).

Значима ли экологическая составляющая коммунистической революции? Тянет ли выбранная мною тема на целую книгу? Может быть, следовало обойтись главой или просто указанием на социально-природный компонент в «Коммунистической революции»? Думаю, экологическая сторона становления коммунизма исключительно значима и важна. Уверен, что она требует самого пристального внимания и более или менее всесторонней разработки. Постараюсь объяснить, почему я так считаю.

Дело в том, что социально-природные отношения, которые имеют быть на той или иной ступени общественного развития, по своей сути подобны «чисто социальным» отношениям. Другими словами, каждый исторический тип общества (каждая общественно-экономическая формация) строит свои отношения с природой (осваивает природу) в полном соответствии со своей сущностью. А социальные революции, переводящие общество на новую, более высокую ступень, представляют собой и переходы от одного типа социально-природных отношений к другому, более продвинутому. Социальные революции преобразуют не только общество, но и его воздействие на природу. Утверждение нового типа общественных (социальных) отношений есть и утверждение нового типа освоения природы.

В «Коммунистической революции» мы выделили революции разной значимости. Самыми значимыми, самыми грандиозными (я употребил, характеризуя их значимость, именно это слово) были названы эксплуататорская и коммунистическая. Так вот, эти революции, являющиеся переходами от одного общества к другому, ему противоположному, представляют собой выходы не только из глубочайшего социального кризиса, но и, в отличие, например, от капиталистической революции, выходы из столь же острого и губительного для людей социально-природного (экологического) кризиса.

История человечества знает два грандиозных (думаю, это слово здесь также уместно) кризиса в отношениях общества и природы. «Наш» кризис, отличаясь от древнего формами своей реализации, по содержанию, своей остроте, глубине и исторической сути полностью подобен когда-то пройденному человечеством.

Попытаюсь живописать перспективы нынешнего, если можно так выразиться, экологического сползания.

Сегодня мы являемся свидетелями (участниками, жертвами...) лишь начала экологического кризиса. Да, это только начало. В дальнейшем кризис будет только усугубляться, чтобы под конец принять самые мрачные очертания.

Неминуемо ли развитие социально-природного кризиса до конца, до невыносимой для существования человека глубины? Скорее всего, да. История свидетельствует, что для того, чтобы выйти из любого серьёзного общественного кризиса, надо дойти до тупика. Так сказать, преждевременный, упреждающий выход из кризиса (а имел ли таковой когда-либо место?), по моему мнению, надо считать исключением.

В наше время препятствием упреждающего выхода является хищническая, ориентированная исключительно на прибыль природа капиталистического природопользования (на мой взгляд, очень меткое слово: капитализм не осваивает природу, а использует её).

Каковы же перспективы? Думаю, самой болезненной стороной экологического кризиса будет не столько загрязнение окружающей человека среды, на что, как на главное, не устают указывать зелёные, сколько её уже сейчас зримое прогрессирующее обеднение.

Этот вектор кризиса заставляет увидеть в будущем катастрофическое уменьшение продуктивности мест обитания сотен миллионов людей, голод, болезни, эпидемии, колоссальные, сопоставимые с великим переселением народов (развернувшимся, кстати, не от хорошей жизни) миграционные потоки, перелив огромных масс людей из эксплуатируемой части мира в страны верхнего полюса капитализма, межнациональные конфликты, разгул стихии и бунты, восстания и войны (как на капиталистической периферии, так и в высокоразвитой подсистеме капитализма). В такой ситуации не исключено применение оружия массового поражения, гибель в войнах, от голода и болезней, при подавлении различных выступлений сотен миллионов, а, может быть, и миллиардов людей.

Конечно, всё вместившееся в последний абзац можно назвать плодом больной фантазии. Да, можно было бы назвать, если бы процесс ещё не пошёл. Но он пошёл и на наших глазах набирает обороты. Его «углубляют» инициируемые «хозяевами мира» локальные войны.

Волны коммунистической революции, ставшие достоянием истории, вырастали из кровопролитнейших войн, из кризисов капитализма, квинтэссенцией которых было его военное самопожирание.

Новую волну коммунистической революции вполне может поднять в своём завершении современный экологический кризис. И эта, «экологическая волна», о чём я только что сказал, с огромной долей вероятности не окажется мирной. Впрочем, если в обозримом будущем (начиная, скажем, с Украины или Казахстана) разразится очередная «империалистическая» война (в виде прямого столкновения России и Соединённых Штатов или ведущаяся руками вассалов «мирового гегемона»), новая волна коммунистической революции может подняться и раньше.

Два вывода следуют из такого прогноза.

Во-первых, мы должны констатировать, что прогресс, преодолевая кризис умирающего строя и утверждая новый общественный порядок, вынужден прокладывать себе дорогу через страдания, кровь и гибель огромных масс людей. Таков удел прогресса на всём протяжении человеческой истории.

Во-вторых, чтобы уровень крови был по возможности понижен, руководители революции (или вожди, как прежде их называли) должны быть вооружены знаниями, должны понимать динамику течения социально-природного кризиса (как и кризиса общественного), неизбежность его обострения, обусловленность хищнической природой капитализма пагубных для человека и человечества его проявлений. Слепой революционер ничуть не лучше махрового реакционера.

Вы понимаете, читатель, зачем нужно заниматься коммунистической революцией в освоении природы?

Разумеется, занимаясь ею, я не собираюсь давать будущим революционерам и созидателям нового какие-либо установки. Моей целью является вычерчивание в самых общих, основополагающих моментах контуров социально-природной коммунистической революции, главным образом – контуров коммунистического типа освоения природы. Как и «Коммунистическая революция», данная работа представляет собой философское исследование. А философия, как известно, «пренебрегает» конкретикой. Конкретные действия будущим творцам истории подскажет обстановка.

Однажды, после лекции на экологическую тему, один из слушателей настоятельно посоветовал мне ознакомить с моими наработками тех, кто заталкивает человечество в экологический тупик. «А вдруг образумятся». Как ни странно, несколько человек поддержали фантазёра. Да, это было бы неплохо, если б было осуществимо. Пытаться вразумить капиталистов и их учёных слуг всё равно что проповедовать добродетель в публичном доме (так, правда, по другому поводу, как-то выразился Ленин).

Через беды, порождённые кризисом, через борьбу нового со старым, на «экологической волне» коммунистической революции будет складываться и утверждаться новый, коммунистический тип освоения природы. Повторю, преодоление экологического кризиса, выход из него возможен только в рамках коммунистического переустройства мира.

Каков этот новый, коммунистический тип социально-природных отношений? Каковы его грани?

Ответом на поставленные вопросы и является книга, к чтению которой вы приступили. Фундаментальные теоретически выдержанные знания касательно сущности коммунистического освоения природы, на мой взгляд, не менее, а, может быть, даже более важны, чем те (необходимые для определения тактики борьбы), на которые я указал выше.

Заниматься коммунистической революцией (как в её, так сказать, внутрисоциальном, так и в социально-природном аспекте) невозможно, не заглядывая в коммунистическое будущее.

Как вы знаете из «Коммунистической революции», коммунизм в его хронологическом плане я охарактеризовал как строй-эфемер, как строй, реальная история которого обещает быть исключительно краткой.

Однако исследовать коммунизм, наверное, единственно возможно не в этом его реальном – скоротечном – качестве, а в идеальном, в котором он наделяется какой-то ощутимой длительностью.

Поэтому в настоящей работе коммунизм предстанет перед нами в своём идеальном виде. Но имейте в виду и постоянно помните, читая книгу, что в действительности коммунизм (и всё его «наполнение») окажется, во-первых, спрессованным во времени и, во-вторых, поглощаемым логической формой.

В заключение Предисловия несколько слов об истории разработки мною экологической темы.

Этой темой я начал заниматься параллельно с исследованием социальной составляющей коммунистической революции и в 1986 г. написал работу под тем же названием, которое вы видите на обложке. Поскольку работа подпадала под признаки отступления от тогда ещё достаточно твёрдой генеральной линии партии (был такой жупел), я, как и «Коммунистическую революцию», положил рукопись в стол. Ознакомлены с ней были только мои единомышленники. Что касается моей преподавательской работы, в ней я, конечно, использовал свои эколого-коммунистические наработки.

Сейчас, по прошествии трёх с половиной десятилетий я вполне мог бы отнести рукопись 1986 г. в издательство – на мой взгляд, за время лежания в столе в теоретическом плане работа совершенно не устарела. Но всё-таки я решил написать её заново – каждое время требует своего способа подачи материала. Так что, уважаемый читатель, засев за письменный стол, я начинаю работу над «Коммунистической революцией в освоении природы 2».

Что касается формы изложения, она будет такой же, как и в «Коммунистической революции». Книга будет разбита на сравнительно небольшие главы. В конце каждой главы мы подведём её итоги.

Полагаю, книга, выдержанная в научном плане, но написанная доходчиво, без мудрёных терминов и нудных заумных рассуждений, только выигрывает. Надеюсь, её примет как специалист (обществовед, философ, эколог), способный за живым языком увидеть научность, так и любой настроенный на умственную работу образованный человек.

И последнее. Повторю пожелание, которым я завершил Предисловие «Коммунистической революции».

Вдумчивого чтения.

14.12.2021. В. Искрин

e-mail: iskrin@narod.ru

НА СЛЕДУЮЩУЮ СТРАНИЦУ

 

 

ENGLISH VERSION

ГЛАВНАЯ САЙТА

НОВОСТИ

ТЕОРИЯ ПОЛОВ

ПСИХОЛОГИЯ

ФИЛОСОФИЯ ФИЗИКИ И КОСМОЛОГИИ

ТЕОРИЯ ИСТОРИИ

ЭКОНОМИКА

НАПИСАТЬ АВТОРУ