Искрин В.И. Коммунистически организованный капитализм. Глава 23. Как организовать социалистическую экономику

ЭКОНОМИКА

ENGLISH VERSION

ГЛАВНАЯ САЙТА

НОВОСТИ

ТЕОРИЯ ПОЛОВ

ПСИХОЛОГИЯ

ФИЛОСОФИЯ ФИЗИКИ И КОСМОЛОГИИ

ТЕОРИЯ ИСТОРИИ

ЭКОНОМИКА

НАПИСАТЬ АВТОРУ

 

ГЛАВНАЯ РАЗДЕЛА

 

ИСКРИН В.И.
КОММУНИСТИЧЕСКИ
ОРГАНИЗОВАННЫЙ
КАПИТАЛИЗМ. –
Л., 1990.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к работе

Глава 1.
Понимание существа социализма как общественного строя – исходная посылка для разработки его политэкономии

Глава 2.
Неполнота общественной собственности при социализме

Глава 3.
Двойственный характер государственной социалистической собственности

Глава 4.
Господствующее ныне понимание неполноты общественной собственности при социализме

Глава 5.
Политический характер обобществления при социализме и объективная необходимость и обусловленность хозрасчёта

Глава 6.
Историческая тенденция социалистической экономики

Глава 7.
Что следует из наличия двух начал в системе собственности при социализме

Глава 8.
Деятельность «социалистических частников» и роль государства

Глава 9.
Взаимопроникновение двух противоположных начал государственной социалистической собственности

Глава 10.
Взаимный частичный обмен функциями между социалистическим государством и его предприятиями

Глава 11.
Разделение органов и уровни планирования

Глава 12. Характер основных экономических показателей

Глава 13. Социалистическое соревнование как экономическое явление

Глава 14. Предмет социалистического соревнования

Глава 15. Всеобщность хозрасчёта и его ступени

Глава 16. Механизм реализации хозрасчёта

Глава 17. Всеобщность и неполнота хозрасчёта при социализме

Глава 18. Определение хозрасчёта

Глава 19. Коммунистически организованный капитализм

Глава 20. Социалистическая кооперация

Глава 21. Политический характер кооперирования при социализме

Глава 22. Основной экономический закон социализма, его двойственность и противоречивость

Глава 23. Как организовать социалистическую экономику

Глава 24. Политика и экономика при социализме

 

Глава 23.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ ЭКОНОМИКУ

Как организовать социалистическую экономику или, что то же самое, как организовать хозрасчёт, как организовать социалистическое соревнование? Только политически, только государственно. Думаем, мы показали это содержанием настоящей работы.

Социалистическая экономика именно политически организуема. Она организуется посредством спускания сверху ограничительных рамок. Эти рамки ограничивают капиталистическое хозяйствование, капиталистическое соревнование – конкуренцию, но оставляют необходимый в коммунистических, общественных интересах простор для предприимчивости и инициативы. Мера соотношения старого и нового в организации социалистического хозяйствования исключительно важна. Если сверху спускается абсолютный ограничитель, выхолащивается соревновательный момент – социализм принимает административную форму, утрачивает эффективность и привлекательность. Если ограничителя по сути дела нет, дело идёт к возрождению конкуренции – социализм приобретает рыночную форму с той же потерей эффективности и привлекательности.

Что является ограничениями, спускаемыми по ступеням экономической иерархии из политического центра? Ранее, рассматривая взаимоотношения социалистического государства и его предприятий, мы пришли к выводу о необходимости взаимного частичного обмена функциями (см. гл. 10 ). Из этого следует, что предприятие как «частник» особого рода ограничивается по обеим «собственническим» функциям (легко понять, что аналогичное ограничение в той или иной мере относится и к любому другому «частнику» – субъекту экономических отношений при социализме). Значит ограничениями являются, во-первых, государственные задания в натурально-вещественной форме, что ограничивает осуществление функции «что производить» (для государственных предприятий задания имеют директивный вид, они обязательны, вне государственной собственности задания, скажем, более деликатны) и, во-вторых, государственные нормативы в стоимостной форме, что ограничивает осуществление функции «как производить» (сюда же относятся государственные стандарты, требования, связанные с охраной труда и т. д.). Таким образом, ограничительные рамки имеют качественную и количественную стороны.

Как в игре «волшебный экран» можно с помощью двух ручек нарисовать любую картину, так и социалистическая экономика может и должна управляться только своими двумя «ручками», через качественней (натурально-вещественный) и количественной (стоимостной) каналы. Кто рисовал на «волшебном экране», знает, что обе ручки одинаково важны. В экономике пренебрежение одной из «ручек» сразу же превращается в перекос, в сход с генеральной линии социалистического развития. Мы прекрасно испытали на себе отсутствие «художественного вкуса» тех, кто крутил и продолжает крутить экономические «ручки».

Организация социалистической экономики через два названных канала касается всех её параметров и явлений. Под такой способ организации подпадают и цены, которые, согласно бытующим представлениям, могут якобы назначаться буквально в численном, законченном виде. Такой взгляд принципиально неверен. Цены в силу своей природы не назначаются, а складываются на рынке на основе противоположных интересов выступающих здесь сторон. Другое дело, что социалистическое государство, исходя из общественных интересов, спускает на рыночную стихию определённые ограничительные рамки. В этом смысле цены действительно назначаются. Но, так сказать, внутри назначения, внутри рамок они складываются, формируются объективно, экономически. Иначе говоря, социалистические цены, будучи назначаемы политически, складываются экономически. В этом нет ничего противоестественного. Этим и отличается социалистический, отмирающий рынок от рынка капиталистического. А социалистическая цена как явление есть цена отмирающая, ибо поскольку наряду со складыванием цена назначается (посредством спускания ограничительных рамок), постольку она уже перестаёт быть в полной мере ценой, перестаёт являться полнокровным выражением стоимости. Рынок и цена при социализме отмирают, т. е. переходят в коммунистическую форму и коммунистический способ распределения.

Но когда (при слишком коммунистическом социализме) вместо ограничительных рамок вниз падает монолитная плита «назначаемых цен», какое уж здесь формирование! Цены оказываются раздавленными и перестают существовать как цены (а коммунизм ещё не наступил!), превращаются в цифры на бумажках, которые каждый видел на ценниках в магазинах, при получении зарплаты в ведомости против своей фамилии или в другом месте.

Главное в ценообразовании при социализме состоит в том, что назначаются посредством спускания ограничительных рамок не сами цены, не конкретные значения, а назначаются условия, формируются обстоятельства, определяющие цены. Это, повторим ещё раз, происходит путём спускания из политического центра рамок, но не числовых значений. Цены назначаются не прямо, а опосредованно, через ограничение функций «что производить» и «как производить». Рамки спускаются не на цены, а на то, от чего они зависят, на их причину, на обстоятельства рынка (на возможности деятельности субъектов хозяйствования). А цена – дитя этих обстоятельств. Затем наступает очередь складывания цен на основе обстоятельств рынка, но обстоятельств, ограниченных политически, субъективными рамками.

На примере ценообразования хорошо видна универсальность организации социалистической экономики через два объективно существующих канала, видна полная достаточность двух «ручек» управления. Вместе с тем, совершенно очевидна бесполезность, более того, вредность такого излишества, как Госкомитет по ценам. Впрочем, это не единственное излишество деформированного социализма.

Организация экономики не ограничивается только лишь управлением экономическим механизмом. Этот механизм, в сущности, состоит из людей. Поэтому мало спустить даже самые сбалансированные рамки и надеяться на, так сказать, самостийность организации. Надо ещё научить людей, работников (и учить постоянно) действовать в этих рамках. На уровне работника материальный интерес должен быть дополнен наукой и постоянным образованием. Это в условиях социализма – государственное, политическое дело. Здесь не грех воспользоваться положительным опытом капитализма, например, кружков контроля качества в Японии.

Вообще, если говорить об опыте капитализма, он исключительно велик и ценен. В.И. Ленин писал, что «учиться социализму надо в значительной степени у руководителей трестов, учиться социализму надо у крупнейших организаторов капитализма», что «должна быть решена трудная и новая, но чрезвычайно благодарная задача соединения всего опыта и знания, которые этими представителями эксплуататорских классов скоплены, с самодеятельностью, с энергией, работою широких слоёв трудящихся масс» [Ленин В.И. Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Советской власти» // Полн. собр. соч.. Т. 36. С. 137, 138.].

Капитализм веками оттачивал организацию по сути дела хозрасчёта. Разумеется, мы говорим об уровне предприятия и ниже. Капиталистический хозрасчёт организуется (тоже организуется!) в интересах частного владельца средств производства. Целью такой организации является удовлетворение не общественного интереса, а частного – получение максимальной прибыли. Поле действия капиталистического хозрасчёта (его всеобщность) ограничено этим же частным интересом и частной собственностью. Он организуется в узких, частных масштабах. Количество не дотягивает (и не может дотянуть) до социалистического качества. Но опыт капиталистической организации переоценить вряд ли возможно. Использование опыта мирового хозяйствования – тоже государственное дело, тоже средство организации социалистической экономики.

Задача социалистического государства состоит и в распространении собственного, социалистического передового опыта, который не распространяется сам, тем более в условиях хозрасчёта. Т. к. социалистическому хозяйствованию присущи конкурентные «родимые пятна», его субъекты не лишены стремления к сокрытию истоков и причин своих успехов. Но при социализме успех «частника» есть средство достижения общего, общественного успеха (цели). Поэтому социалистическое государство поощряет успехи морально и материально, делает невыгодным их сокрытие (истоков, средств достижения), распространяет опыт, стимулирует новые успехи и осуждает их сокрытие. Эта организационная задача состоит в использовании потенций коммунистической стороны социалистического хозяйствования, стороны сотрудничества, связи, стороны в высшей степени общественной и в сведении к минимуму присущих капиталистической, конкурентной стороне размежевания, противоборства, приоритета частных интересов. И это, подчеркнём ещё раз, – дело государственное, ибо только социалистическое государство, относящееся к коммунистической стороне социализма, способно последовательно его осуществлять.

Таким образом, организовывать социалистическую экономику значит, во-первых, спускать из политического центра научно выверенные, удовлетворяющие в конечном счёте общественным потребностям ограничительные рамки, пользуясь двумя каналами, о которых мы говорили, во-вторых, постоянно учить хозяйствовать массы, в-третьих, использовать, внедрять богатый опыт капиталистического хозяйствования и, в-четвёртых, выявлять и распространять собственный передовой опыт, опираясь при этом на творчество, самодеятельность и энергию самых широких масс. Всё это – государственное дело. Всё это – основные задачи государственной власти по организации социалистической экономики, всё это – очередные задачи Советской власти, заново встающие во весь рост на восьмом десятке лет её существования. Только решая их, можно должным образом организовать социалистическую, т. е. хозрасчётную экономику.

Но при этом надо иметь в виду, что организация экономики социализма представляет собой не только политику и науку, но ещё и искусство. В самом деле, на подвижную рыночную стихию требуется опустить определённые, жёсткие (законодательно оформленные) рамки. Но в то же время политический центр в этой определённости и жёсткости должен оставить себе простор для маневрирования, для коррекции рамок, причём простор по возможности минимальный. А это и есть искусство с присущими ему чуткостью, гибкостью, импровизацией, творчеством. Критерием этого искусства управления (если можно говорить о критерии применительно к искусству) является соблюдение общественных интересов. В связи с этим ещё одной организационной задачей, тесно связанной с перечисленными выше, является задача, точнее, требование к политическому руководству. Политическое руководство должно не отрываться от масс, не замыкаться в узком кругу дворцовых интересов, а жить вместе с массами и как массы. В противном случае об общественных интересах не может быть и речи. Впрочем, эта проблема актуальна только тогда, когда нет последовательного хозрасчёта.

ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ

 

ENGLISH VERSION

ГЛАВНАЯ САЙТА

НОВОСТИ

ТЕОРИЯ ПОЛОВ

ПСИХОЛОГИЯ

ФИЛОСОФИЯ ФИЗИКИ И КОСМОЛОГИИ

ТЕОРИЯ ИСТОРИИ

ЭКОНОМИКА

НАПИСАТЬ АВТОРУ